ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ДОУ
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли и желания, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь учителя – логопеда.
Сведения о специалистах:
Попова Валентина Александровна - учитель-логопед старшей логопедической группы №10, специалист высшей квалификационной категории, имеет высшее дефектологическое образование, стаж работы по специальности 19 лет.
Легкова Юлия Петровна – - учитель-логопед логопедического пункта МБДОУ «Детский сад №18» (корпус №2) специалист первой квалификационной категории, имеет высшее дефектологическое образование, стаж работы по специальности 21 год.
Мясникова Елена Николаевна - учитель-логопед логопедического пункта МБДОУ «Детский сад №18» (корпус №1) специалист высшей квалификационной категории, имеет высшее дефектологическое образование, стаж работы по специальности 10 лет.
учитель-логопед логопедического пункта МБДОУ «Детский сад №18» (корпус №2)
Светкина Татьяна Владимировна - учитель-дефектолог, специалист первой квалификационной категории, имеет высшее дефектологическое образование, стаж работы по специальности 6 лет.
Цель логопедической работы - воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.
Задачи:
- Осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у воспитанников, посещающих группу для детей с нарушением речи.
- Формировать родительскую компетенцию в вопросах преодоления речевого нарушения детей.
- Консультировать педагогических работников образовательного учреждения по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
- Пополнять различными пособиями речевые уголки групп для детей с нарушением речи и в кабинете учителя-логопеда.
Содержание коррекционного образовательного процесса ДОУ определяется комплексом программ и технологий, цели и задачи которых взаимосвязаны и взаимообусловлены и не противоречат друг другу. Такой комплексный подход позволяет реализовать основную цель образовательной программы: построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Образовательная и коррекционная работа в группах с нарушением речи проводится в соответствии с:
- с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 2023 г., регистрационный № 72149);
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406149049/
Направления деятельности:
Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
Система работы учителя-логопеда
1. Диагностический блок
1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии (в ДОУ)
1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста
1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии
1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы
1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса
2. Организационный блок
2.1. Подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом
3. Блок анализа и планирования
3.1. Анализ результатов диагностики
3.2. Статистический учет
3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОУ – планирование работы на год
3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми
3.5. Ведение документации
4. Коррекционно – развивающая работа
4.1. Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
4.2. Совместная деятельность с педагогом -психологом по стимулированию психологической базы речи.
4.3. Совместная деятельность с воспитателями.
4.4. Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.
4.5. Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.
5. Блок профилактической и консультативной работы
5.1. Ознакомление и принятие к сведению результатов углубленных медицинских осмотров.
5.2. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.
5.3. Профилактика нарушений устной речи у детей старшего возраста
5.4. Организация консультативных занятий с детьми старшего возраста, имеющими возрастные нарушения в формировании речи.
5.5. Профилактика нарушений письменной речи.
6. Методическое обеспечение
6.1. Методическая помощь педагогам ДОУ по вопросам коррекции речи.
6.2. Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи.
6.3. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы в ДОУ.
6.4. Самообразование.
6.6. Участие в работе методических объединений учителей-логопедов.
6.7. Участие в семинарах и конференциях.
7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса
7.1. Оборудование логопедического кабинета
7.2. Создание картотеки наглядного, лексического, игрового и учебного материала
7.3.Использование ТСО; создание аудио и видеотеки логопедического кабинета
8. Блок контроля
8.1. Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости)
8.2. Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей
8.3. Выпускные собеседования (итоговые мероприятия)
8.4. Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.
Положение о логопедической службе
Положение об оказании логопедической помощи воспитанникам
Как сделать речь выразительной
Детские ошибки в речи- исправлять или нет?
Рекомендации родителям при выполнении домашних заданий логопеда
Социальные причины нарушения звукопроизношения у дошкольников
Обогащение словаря детей через знакомство с природой России