Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

 

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"

В.В. Путин

 

Информационная справка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №18» -учреждение комбинированного вида. Наряду с группами общеразвивающей направленности функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

- старшая логопедическая группа - 17 чел.;

- подготовительная логопедическая группа - 16 чел.

Кроме того группы общеразвивающей направленности в 2020-2021 учебном году посещают 44 ребенка с ограниченными возможностями здоровья по заключению ГПМПК.

В ДОУ функционирует психолого-педагогический консилиум, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ.

Со специалистами нашего дошкольного учреждения Вы можете познакомиться на страничке нашего сайта

 

http://mbdoy18.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizacii/rukovodstvo-i-pedagogicheskiy-sostav/

Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей

 

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара посещают дети с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), дети с ОВЗ, дети - инвалиды. Для данных категорий детей предусмотрены специальные технические средства и специальные учебные кабинеты.

 

Назначение

помещений

 

Функциональное

использование

 

Площадь кв.м.

Оборудование и методические пособия

Кабинет педагога-психолога

Проведение коррекционных развивающих занятий с воспитанниками

14,5

Наличие дидактических игр и пособий по развитию мышления, внимания, памяти, моторики, эмоциональной сферы дошкольников с ОВЗ и инвалидов

 

Кабинет учителя-логопеда

Проведение коррекционных развивающих занятий с воспитанниками

18,5

Комплекты наглядно-дидактических пособий по развитию различных сторон речи ребенка с ОВЗ и инвалидов

 

Методический кабинет

Консультативная работа с педагогами, методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

 

22,6

Комплекты наглядно-дидактических пособий, методическая и детская библиотека, подборка методических материалов по работе с детьми с ОВЗ, инвалидов

 

 

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Доступ в корпуса №1,2 МБДОУ «Детский сад №18» для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается за счет безбарьерной архитектурной среды, включающей в себя наличие поручней, доступность прилегающей территории, доступность входных путей и путей перемещения внутри зданий. Пандусами корпуса учреждения не оборудованы.

В настоящий момент дошкольное учреждение не посещают воспитанники, нуждающиеся в специально-оборудованных условиях для доступа в задние и передвижения по территории. В дошкольной организации нет маломобильных воспитанников и их родителей (законных представителей). Образовательная среда и территория дошкольного учреждения соответствует потребностям воспитанников с тяжелыми нарушениями речи и их родителей.

Паспорт доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ

 

Предоставление услуг на объекте МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара

  • Автостоянка(места)для инвалидов- отсутствует
  • Пандус – отсутствует.
  • Адаптированные лифты- отсутствуют.
  • Раздвижные двери – отсутствуют
  • Кнопка вызова персонала – имеется.
  • Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - имеется.
  • Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - имеются
  • Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
  • Предоставление услуг в дистанционном режиме - предоставляются.
  • Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.

В МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.

 

Уважаемые родители!

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

 

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста.

 

Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

 

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

  • закономерности психического развития,
  • показатели здоровья дошкольников,
  • психолого-физиологические особенности,
  • уровень общего развития,
  • коммуникативные особенности и речевое развитие,
  • эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3. Принцип развития - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".

4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

 

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

 

  • дошкольное воспитание;
  • внешкольное воспитание и образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании. Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.